Крысятник 3
Персональный сайт Алексея Кожевникова
Разделы: НовостиПрограммыФотоОбзорыJaRuDO
Текущий раздел: Обзоры  
 
09.06.2009. Десант на...
Вернуться к списку обзоров
 
  
 
Дети в подвале играли в гестапо...
Деградация человечества неизбежна. Золотой век развращает. Благостных элоев жрут жестокие морлоки. Отзвуки всех этих историй и множества других можно найти в романах «Десант на Сатурн» и «Десант на Европу» Ярослава Верова и Игоря Минакова. Книги эти перенасыщены отсылками к различным произведениям, включая тексты братьев Стругацких и Толкиена, Саймака, Кларка и многих других. Не обойдены вниманием оказались и фильмы. Как будто авторы собрали все свои любимые книги, фильмы, мелко порубили, перемешали, заправили соусом классических идей и подали читателям. Ведь, удивительное дело, написано две книги, семьсот страниц чистого текста, а к чему всё это — совершенно непонятно. Единственная ключевая мысль — человечество в тепличных условиях обречено на вырождение, отупение, деградацию. Да и идея эта не настолько свежа, чтобы тратить на неё столько страниц. Вряд ли у кого-то в современном мире вызывает сомнение простая логическая цепочка: прогресс — это следствие борьбы (это может быть борьба за выживание или конкурентная борьба), если нет причин для борьбы, то нет и стимулов для развития. Прыгать и думать над использованием палки в качестве орудия труда имеет смысл, только когда желудок сводит от голода, а бананы висят высоко. Если бананы сами падают в рот, зачем же прыгать? Нужно просто лежать под пальмой, день, месяц, год, и не дёргаться, ведь место в жизни найдено. Эволюция возможна только под давлением.
Возможно, пытаясь проиллюстрировать этот тезис авторы обрушивают на благостное человечество шквал рукотворных катаклизмов. Наверно, природа не желает испытывать на прочность человека будущего. Мироздание плевать на него хотело. Поэтому приходится выводить на сцену Бога-из-Машины и могущественных пришельцев. Несмотря на пересыщенный деталями текст книги, в целом происходящее выглядит столь же убедительно, как романы про капитана Фьючера или дока Сэвиджа. Текст загромождён псевдотехническими терминами, которые всего лишь пытаются создать видимость реалистичности высокого технологичного общества. Подобная насыщенность терминологией, тяжёлый стиль — это, само по себе, нормально для научной и псевдонаучной фантастики. Устройство гиперсветового двигателя не подразумевает той же лёгкости описания, что поэзия эльфов. Но! В результате, из всех этих замороченных описаний, возникает гротескный мир, в котором высокие достижения соседствуют с вопиющими архитектурно-системными просчётами (причём такими какие в наше время характерны исключительно для контор подвального типа). Предложенная авторами система могла просуществовать три сотни лет исключительно благодаря чуду. Чистой случайности. А не гениальности её создателей, как это постулируется в книге.
Злодейские киборги (в терминологии книги «механтропы») злоумышляющие против человечества, слетевшие с катушек киберы (в терминологии книги «механорги») устраивающие с завидной регулярностью массовые побоища. Знакомо, не правда ли? Это ли те силы, что должны растормошить погрязшее в золотом сне человечество? Что-то не верится. Для обленившегося человечества, тотально неспособного воспринимать какую-либо внешнюю угрозу на сознательном уровне, всё это может послужить билетом на тот свет, но только не бодрящим пинком в сторону очередного витка эволюции.
Возможно, речь идёт о силах, которые должны вытеснить человечество? Но не совсем понятно, зачем это нужно всем вышеперечисленным силам.
Ненависть механтропов к человечеству ничем в тексте не обусловлена. Волюнтаризм чистой воды. Тяжёлое наследие искалеченной психики их конструктора. Победа этой силы приведёт к застою ещё большему, ибо иной цели, кроме уничтожения человечества у механтропов нет. Тупик.
Механоргам это нужно ещё меньше. Люди не представляют для них никакой угрозы. Особенно после уничтожения единого координирующего центра, который был построен опять-таки с помощью механоргов, и восстановить который своими силами люди вряд ли смогут. Власть их над механоргами эфемерна. Эволюция техноценоза после уничтожения людей возможна, но цели её из текста книги так же неясны.
Инопланетяне? Они, согласно тексту, настолько выше человечества, что сам смысл и причины их вмешательства недоступны человеческому разуму. Все наши достижения, ресурсы для них просто «тьфу и растереть».
Во второй книге появляется идея, что речь идёт не об эволюции человечества, а о зарождении разума следующего уровня. С одной стороны это подтверждает гипотезу о вытеснении человечества механоргами, но... Почему-то не верится. Слишком уж вскользь упоминается эта идея, чтобы стать тем откровением, ради которого создавались эти книги. Не производит она впечатления смыслового и событийного стержня. Хотя, это-то как раз не страшно, всё может проясниться с следующих книгах (если таковые всё-таки появятся). Гораздо хуже то, что нарисованный авторами мир будущего страдает фатальной недостоверностью. Текст пересыщен «роялями в кустах». Каждый персонаж за книгу успевает вытащить из рукава две-три колоды козырных тузов. При том, что разумом не блещет практически никто. Патологическая доверчивость и неспособность к длительной концентрации внимания характерна для большинства персонажей книги. Зато алогичные импульсивные решения их конёк. Противоречия и нестыковки в тексте книги возникают постоянно. В какой-то момент на них даже перестаёшь обращать внимание, воспринимая как особенность авторского стиля. Куда бы не метили своими книгами авторы, пока получился десант в пустоту.
Вернуться к списку обзоров


Рекомендую
для прочтения
:
Ольга Громыко, Андрей Уланов
"Плюс на минус"
Ольга Громыко, Андрей Уланов "Плюс на минус"
Купить в ЛитРесе за 54.99р.
 
Авторизация:
Имя пользователя:
Пароль:
 
Учет посетителей
Сегодня:86
На этой странице:15
Всего:276098
С 11 августа 2006 года.
 

Valid HTML 4.01 Transitional

Valid CSS!