При поддержке:

Иосиф Бакштейн

Иосиф Бакштейн

1945, Москва

«Иосиф Бакштейн – это почти что синоним современного искусства в России » (Сноб)

«Мастер Йода современного русского искусства.» (Артхроника)

«Кураторы приходят и уходят, а Бакштейн остаётся» (Афиша)

 

Основатель и директор Института проблем современного искусства (ИПСИ), организатор и идейный вдохновитель Московской биеннале современного искусства, искусствовед, художественный критик, куратор.

Иосиф Бакштейн – это человек, практически создавший российский арт-рынок в перестроечное время. В 1987 году он организовал первую выставку Клуба авангардистов – московской школы концептуалистов, ставшую символом новой эпохи отечественного искусства. Провел более 40 выставок в качестве куратора – ярких, порой неоднозначных и всегда остроактуальных. Автор более 70 публикаций, посвященных современной художественной культуре. В 1996 году Иосиф Бакштейн был одним из инициаторов создания ярмарки «АРТ-МОСКВА». В 2005 году – выступил организатором и идейным вдохновителем Московской биеннале современного искусства, ставшей одной из ключевых площадок для формирования нового облика российского искусства.

Бакштейн доказал, что любая площадка может превратиться в музей, стоит прикоснуться к ней руке мастера: в 1988 году роль галереи современного искусства примерило на себя здание Сандуновских бань, организаторы выставки приветствовали гостей в облачении из простыней; в 1992 году - Бутырская тюрьма, зелёные стены которой Бакштейн вместе с заключенными перекрашивал в белый цвет, чтобы уподобить интерьер тюрьмы выставочному залу; в 2007 объектом его внимания стали верхние этажи строящейся башни «Федерация», куда зрители поднимались на лифте исключительно в строительных касках.

Фамилию Бакштейна использовали авторы «Словаря терминов московской концептуальной школы» для обозначения «универсального оператора актуальности» (бакштейн-функция): ведь сам Бакштейн безошибочно определяет основные тенденции и проблемы актуального искусства.

 

Избранные проекты

1987 — Творческая атмосфера и художественный процесс. 1-я выставка Клуба авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва. Куратор.

1988 — Баня (выставка-акция Клуба авангардистов). Мужское отделение Сандуновских бань, Москва. Куратор.

1988 — ИСKUNSTВО. Часть 1. Москва — Западный Берлин, Художественная мастерская Вокзал Вестэнд / Общество Карла Хофера. Куратор.

1991 — Перспективы концептуализма (Perspectives of Conceptualism). Куратор. The University of Hawaii Art Gallery, Гонолулу; Clocktower Gallery, MoMA PS1, Нью-Йорк, США. Куратор.

1992 — Выставка московских концептуалистов. Организована Институтом современного искусства. Бутырская тюрьма, Москва. Куратор.

1993 — Перспективы концептуализма (Perspectives of Conceptualism). Художественный музей Северной Каролины, Raleigh, США. Куратор.

1993-1994 — Выбор Сталина: советский соц-реализм. 1932—1956 (Stalin’s Choice: Soviet Socialist Realism. 1932—1956). MoMA PS1, Нью-Йорк, США. Куратор.

1999 — Виталий Комар, Александр Меламид. «Collaboration With Animals». 48-я Венецианская Биеннале, Российский павильон. Венеция, Италия. Куратор.

2000 — Обратные перспективы (Inverse Perspectives). Edsvik Konst Och Kultur, Стокгольм, Швеция. Куратор.

2001 — В сторону экрана. Современное видео искусство. (On the Way to the Screen). Центральный дом художника, Москва. В рамках некоммерческой программы 5-й Международной художественной ярмарки АРТ-МОСКВА. Центральный дом художника, Москва. Куратор.

2001 — Российская экспозиция на 25-й Биеннале в Сан-Паулу. Сан-Паулу, Бразилия. Куратор.

2001 — Российская экспозиция на Европейской биеннале современного искусства MANIFRSTA 4. Франкфурт-на-Майне, Германия. Куратор.

2002 — Video Zone. 1-я международная биеннале видеоискусства. Tel Aviv Cinematheque, Тель-Авив, Израиль. Со-куратор.

2002 — Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние (Angels of History. Moscow Conceptualism and its influence). MUHka (Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen), Антверпен, Бельгия. Куратор.

2005 — 1-я Московская биеннале современного искусства. Куратор.

2006 — Норман Фостер. «Пространство и время». ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Куратор.

2007 — 2-я Московская биеннале современного искусства. Торговый дом ЦУМ, Москва. Комиссар, куратор и координатор.

2008 — Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. «Ворота», ГМИИ им. А. С. Пушкина / «Альтернативная история искусств», ЦСК «Гараж» / «Красный вагон», ЦСК «Гараж» / «Жизнь мух», ЦСИ ВИНЗАВОД, Цех Белого / «Туалет», ЦСИ ВИНЗАВОД / «Игра в теннис», ЦСИ ВИНЗАВОД, Галерея М&Ю Гельман. В рамках программы «Классика современного искусства». Москва. Куратор.

2009 — 3-я Московская биеннале современного искусства. ЦСК «Гараж», Москва. Куратор.

2011 — 4-я Московская биеннале современного искусства. Торговый дом ЦУМ, Центр дизайна ARTPLAY, Москва. Комиссар.

2013 — 5-я Московская биеннале современного искусства. Центральный выставочный зал «Манеж». Комиссар.

2015 — 6-я Московская биеннале современного искусства. Центральный павильон ВДНХ, Москва. Комиссар.

2015 — «Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве» из серии «Очерки визуальности», издательство «Новое литературное обозрение». Автор книги.

Награды и звания

Член-корреспондент Российской академии художеств (отделение искусствознания и художественной критики);

Почетный доктор Гётеборгского университета в Швеции.

Награждён медалью Российской академии художеств.

Лауреат премии Montblanc de la Culture 2017 за вклад в развитие культуры и искусства.

Лауреат премии Montblanc de la Culture 2017 за вклад в развитие культуры и искусства.

Образование и профессиональная деятельность

Окончил Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ) в 1968 году.

Окончил аспирантуру Института социологии РАН. Кандидат философских наук в 1985 году.

Директор Института проблем современного искусства (ИПСИ) с 1991 г. по настоящее время.

Российский институт культурологии (Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение), с 1991 года ведущий научный сотрудник; с 2003 г. по 2014 г. – заведующий Сектором современной художественной культуры.

Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, заместитель генерального директора, с 2001 г. по 2016г.

Комиссар Московской биеннале современного искусства с 2007 года, почетный комиссар и член Экспертного совета Московской биеннале с 2016 года.

Член экспертного совета премии Кандинского с 2007г. по 2015г.

Член жюри Международной премии в области современного искусства имени Сергея Курёхина.

Участник Рейтингового Совета Российского инвестиционного художественного рейтинга 49ART.

Участие в творческих и общественных организациях

Член Ассоциации искусствоведов (АИС).

Член Союза художников России.

Член Российского комитета Международного совета музеев (ICOM).

Член Международной ассоциации художественных критиков AICA.

Член попечительского совета фонда «Виктория — Искусство Быть Современным».